Мис ван дер Ро́э Людвиг (Mies van der Rohe) (1886-1969), немецкий и американский архитектор. В 20-х гг. один из лидеров функционализма, в 1930-33 директор «Баухауза». С 1938 в США, где развивал идею совершенной «универсальной формы», создал тип здания-параллелепипеда со стальным каркасом, нерасчленённым внутренним пространством и сплошным остеклением навесных стен (Сигрем-билдинг в Нью-Йорке, 1958).
* * *
МИС ВАН ДЕР РОЭ Людвиг - МИС ВАН ДЕР РО́Э (Mies van der Rohe) Людвиг (1886-1969), немецкий и американский архитектор. В 20-х гг. один из лидеров функционализма (см. ФУНКЦИОНАЛИЗМ), в 1930-33 директор Баухауза (см. БАУХАУЗ) . С 1938 в США, где развивал идею совершенной «универсальной формы», создал тип здания - параллелепипеда со стальным каркасом, нерасчлененным внутренним пространством и сплошным остеклением навесных стен (Сигрем-билдинг в Нью-Йорке, 1958).
* * *
МИС ВАН ДЕР РО́Э (Mies van der Rohe) Людвиг (27 марта 1886, Аахен - 17 августа 1969, Чикаго), немецкий и американский архитектор.
Формирование мастера
С детства был приобщен к строительному делу отцом, каменщиком по профессии. В 1905 переселился в Берлин, где в течение двух лет обучался ремеслу мебельщика у Бруно Пауля, а затем, в 1907-11, работал под руководством выдающегося архитектора Петера Беренса (см. БЕРЕНС Петер) , занимавшегося проектированием производственных зданий и промышленных изделий. От Беренса воспринял тенденцию неоклассицизма (см. НЕОКЛАССИЦИЗМ) и программные установки на рациональный поиск способов эстетической организации современной индустриальной среды. Здесь же произошло знакомство Миса с Вальтером Гропиусом (см. ГРОПИУС Вальтер) и Ле Корбюзье (см. ЛЕ КОРБЮЗЬЕ Шарль Эдуар).
Его первые самостоятельные проекты выдержаны в неоклассическом стиле (например, дом Креллер в Гааге, 1912). При посещении Гааги начинающий зодчий познакомился с творчеством и идейными воззрениями Х. П. Берлаге (см. БЕРЛАГЕ Хендрик Петрюс), призывавшего к «честности» в архитектуре, то есть к выявлению свойств конструкции и качеств материала. На становление архитектурных принципов Миса оказали воздействие также концепции голландской группы «Стиль» (см. СТИЛЬ (объединение нидерландских архитекторов и художников)) и русского конструктивизма (см. КОНСТРУКТИВИЗМ) .
Творчество 1920-х годов
По окончании Первой мировой войны Мис ван дер Роэ становится активным пропагандистом эстетики функционализма в качестве сооснователя журнала «G» (сокр. от Gestaltung - формообразование) и участника объединения революционных художников «Группа ноября», где в 1921-25 он возглавлял секцию архитектуры. Хотя лишь немногие из его новаторских проектов 1920-х годов были осуществлены, они сыграли важную роль в развитии архитектурной мысли.
Задумывая тип небоскреба со сплошным остеклением (проекты 1919 и 1920-21 годов), Мис стремился придать простым геометрическим объемам легкость и лучезарность, наполнив их переливами отраженного и поглощенного света. Замысел офисного здания из железобетона (1922) - одна из первых проб сооружения кристаллической формы с опоясывающими его лентами окон. В проектах загородных домов архитектор, продолжая линию Ф. Л. Райта (см. РАЙТ Фрэнк Ллойд), находит способы организации динамичного пространства посредством свободной планировки.
Лишь во второй половине 1920-х годов были воплощены в материале некоторые предложения архитектора. Памятник Карлу Либкнехту и Розе Люксембург в Берлине (1926, уничтожен нацистами), с его выразительным движением монументальных массивов, выступающих вперед и уходящих в глубину, вошел в историю как один из лучших образцов мемориальных сооружений. В постройках частных особняков - дом Вульфа в Рубене (1926), дом Германа Ланге в Крефельде (1928), дом Тугендхата в Брно (1930) - Мис достигает классической сбалансированности в асимметричной компоновке призматически четких объемов.
Наиболее значительные достижения Миса ван дер Роэ периода его работы в Германии - жилой дом с изменяемой внутренней планировкой в поселке Вайсенхоф (Штутгарт, 1927) и павильон Германии на Всемирной выставке 1929 года в Барселоне. В прозрачном выставочном павильоне был последовательно осуществлен принцип сквозного движения пространства, перетекающего через внутренние перегородки и сливающегося с окружающей средой.
В 1930 Мис, по рекомендации Гропиуса, возглавил Баухауз в Дессау. Давление нацистского режима привело к закрытию Баухауза в 1933 и вынудило архитектора к эмиграции в 1937.
В Америке
Обосновавшись в США, Мис ван дер Роэ смог вполне реализовать свой творческий потенциал и достичь мировой известности. Уже в первой крупной работе - комплексе сооружений Иллинойского технологического института (ИТИ, 1942-58) - определилась его основная образно-пластическая тема, отмеченная влиянием живописи Мондриана (см. МОНДРИАН Пит): стеклянные поверхности, расчерченные прямоугольной сеткой металлического каркаса.
Называя свои постройки «конструкциями из кожи и костей», Мис стремился к совершенству формы, выстроенной по отвлеченным законам математической регулярности. Элементы его универсального языка - стальная конструктивная решетка, навесные стены, плоские перекрытия и внутренние панели, создающие эффект непрерывного перетекания пространственных зон. Стандартные балки и плиты использовались им как модули, обеспечивающие точность пропорциональных соотношений.
Среди сооружений ИТИ самое знаменитое - Краун-холл архитектурной школы (1952-56) - двухъярусное здание, нижний этаж которого утоплен в землю, а верхний стеклянный павильон словно взлетает, зависая на двух мощных рамах. Тектоника дома Эдит Фарнсуорт в Фоке- Ривер (Иллинойс, 1946-50) определяется ритмом парящих, будто подвешенных на магнитах горизонтальных плит - террасы, приподнятого над ней пола, перекрытия, лестничных ступеней.
Наибольшую известность принесли архитектору его стеклянные небоскребы. Два многоэтажных жилых корпуса на Лейк Шор Драйв в Чикаго (1957) располагаются под прямым углом друг к другу так, что с любой позиции видны разные комбинации фасада и торца. Четко очерченный блок здания компании Сигрэм в Нью-Йорке (1958) возносится над открытой площадкой, сверкая сиреневыми стеклами и пронзающей их бронзовой сеткой. Кристаллоподобные сооружения, переливающиеся под солнечными лучами, наполненные внутренним свечением по ночам, воплощали идеал Миса, выраженный им в кратком афоризме: «Меньше- значит больше».
Созданные им эталоны «интернационального стиля» широко тиражировались в 1950-60-х годах, но позднее их отвлеченный минимализм был подвергнут критике в архитектурной теории постмодернизма.