Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

мис ван дер роэ людвиг

Энциклопедический словарь

Мис ван дер Ро́э Людвиг (Mies van der Rohe) (1886-1969), немецкий и американский архитектор. В 20-х гг. один из лидеров функционализма, в 1930-33 директор «Баухауза». С 1938 в США, где развивал идею совершенной «универсальной формы», создал тип здания-параллелепипеда со стальным каркасом, нерасчленённым внутренним пространством и сплошным остеклением навесных стен (Сигрем-билдинг в Нью-Йорке, 1958).

* * *

МИС ВАН ДЕР РОЭ Людвиг - МИС ВАН ДЕР РО́Э (Mies van der Rohe) Людвиг (1886-1969), немецкий и американский архитектор. В 20-х гг. один из лидеров функционализма (см. ФУНКЦИОНАЛИЗМ), в 1930-33 директор Баухауза (см. БАУХАУЗ) . С 1938 в США, где развивал идею совершенной «универсальной формы», создал тип здания - параллелепипеда со стальным каркасом, нерасчлененным внутренним пространством и сплошным остеклением навесных стен (Сигрем-билдинг в Нью-Йорке, 1958).

* * *

МИС ВАН ДЕР РО́Э (Mies van der Rohe) Людвиг (27 марта 1886, Аахен - 17 августа 1969, Чикаго), немецкий и американский архитектор.

Формирование мастера

С детства был приобщен к строительному делу отцом, каменщиком по профессии. В 1905 переселился в Берлин, где в течение двух лет обучался ремеслу мебельщика у Бруно Пауля, а затем, в 1907-11, работал под руководством выдающегося архитектора Петера Беренса (см. БЕРЕНС Петер) , занимавшегося проектированием производственных зданий и промышленных изделий. От Беренса воспринял тенденцию неоклассицизма (см. НЕОКЛАССИЦИЗМ) и программные установки на рациональный поиск способов эстетической организации современной индустриальной среды. Здесь же произошло знакомство Миса с Вальтером Гропиусом (см. ГРОПИУС Вальтер) и Ле Корбюзье (см. ЛЕ КОРБЮЗЬЕ Шарль Эдуар).

Его первые самостоятельные проекты выдержаны в неоклассическом стиле (например, дом Креллер в Гааге, 1912). При посещении Гааги начинающий зодчий познакомился с творчеством и идейными воззрениями Х. П. Берлаге (см. БЕРЛАГЕ Хендрик Петрюс), призывавшего к «честности» в архитектуре, то есть к выявлению свойств конструкции и качеств материала. На становление архитектурных принципов Миса оказали воздействие также концепции голландской группы «Стиль» (см. СТИЛЬ (объединение нидерландских архитекторов и художников)) и русского конструктивизма (см. КОНСТРУКТИВИЗМ) .

Творчество 1920-х годов

По окончании Первой мировой войны Мис ван дер Роэ становится активным пропагандистом эстетики функционализма в качестве сооснователя журнала «G» (сокр. от Gestaltung - формообразование) и участника объединения революционных художников «Группа ноября», где в 1921-25 он возглавлял секцию архитектуры. Хотя лишь немногие из его новаторских проектов 1920-х годов были осуществлены, они сыграли важную роль в развитии архитектурной мысли.

Задумывая тип небоскреба со сплошным остеклением (проекты 1919 и 1920-21 годов), Мис стремился придать простым геометрическим объемам легкость и лучезарность, наполнив их переливами отраженного и поглощенного света. Замысел офисного здания из железобетона (1922) - одна из первых проб сооружения кристаллической формы с опоясывающими его лентами окон. В проектах загородных домов архитектор, продолжая линию Ф. Л. Райта (см. РАЙТ Фрэнк Ллойд), находит способы организации динамичного пространства посредством свободной планировки.

Лишь во второй половине 1920-х годов были воплощены в материале некоторые предложения архитектора. Памятник Карлу Либкнехту и Розе Люксембург в Берлине (1926, уничтожен нацистами), с его выразительным движением монументальных массивов, выступающих вперед и уходящих в глубину, вошел в историю как один из лучших образцов мемориальных сооружений. В постройках частных особняков - дом Вульфа в Рубене (1926), дом Германа Ланге в Крефельде (1928), дом Тугендхата в Брно (1930) - Мис достигает классической сбалансированности в асимметричной компоновке призматически четких объемов.

Наиболее значительные достижения Миса ван дер Роэ периода его работы в Германии - жилой дом с изменяемой внутренней планировкой в поселке Вайсенхоф (Штутгарт, 1927) и павильон Германии на Всемирной выставке 1929 года в Барселоне. В прозрачном выставочном павильоне был последовательно осуществлен принцип сквозного движения пространства, перетекающего через внутренние перегородки и сливающегося с окружающей средой.

В 1930 Мис, по рекомендации Гропиуса, возглавил Баухауз в Дессау. Давление нацистского режима привело к закрытию Баухауза в 1933 и вынудило архитектора к эмиграции в 1937.

В Америке

Обосновавшись в США, Мис ван дер Роэ смог вполне реализовать свой творческий потенциал и достичь мировой известности. Уже в первой крупной работе - комплексе сооружений Иллинойского технологического института (ИТИ, 1942-58) - определилась его основная образно-пластическая тема, отмеченная влиянием живописи Мондриана (см. МОНДРИАН Пит): стеклянные поверхности, расчерченные прямоугольной сеткой металлического каркаса.

Называя свои постройки «конструкциями из кожи и костей», Мис стремился к совершенству формы, выстроенной по отвлеченным законам математической регулярности. Элементы его универсального языка - стальная конструктивная решетка, навесные стены, плоские перекрытия и внутренние панели, создающие эффект непрерывного перетекания пространственных зон. Стандартные балки и плиты использовались им как модули, обеспечивающие точность пропорциональных соотношений.

Среди сооружений ИТИ самое знаменитое - Краун-холл архитектурной школы (1952-56) - двухъярусное здание, нижний этаж которого утоплен в землю, а верхний стеклянный павильон словно взлетает, зависая на двух мощных рамах. Тектоника дома Эдит Фарнсуорт в Фоке- Ривер (Иллинойс, 1946-50) определяется ритмом парящих, будто подвешенных на магнитах горизонтальных плит - террасы, приподнятого над ней пола, перекрытия, лестничных ступеней.

Наибольшую известность принесли архитектору его стеклянные небоскребы. Два многоэтажных жилых корпуса на Лейк Шор Драйв в Чикаго (1957) располагаются под прямым углом друг к другу так, что с любой позиции видны разные комбинации фасада и торца. Четко очерченный блок здания компании Сигрэм в Нью-Йорке (1958) возносится над открытой площадкой, сверкая сиреневыми стеклами и пронзающей их бронзовой сеткой. Кристаллоподобные сооружения, переливающиеся под солнечными лучами, наполненные внутренним свечением по ночам, воплощали идеал Миса, выраженный им в кратком афоризме: «Меньше- значит больше».

Созданные им эталоны «интернационального стиля» широко тиражировались в 1950-60-х годах, но позднее их отвлеченный минимализм был подвергнут критике в архитектурной теории постмодернизма.

Большой энциклопедический словарь

МИС ВАН ДЕР РОЭ (Mies van der Rohe) Людвиг (1886-1969) - немецкий и американский архитектор. В 20-х гг. один из лидеров функционализма, в 1930-33 директор "Баухауза". С 1938 в США, где развивал идею совершенной "универсальной формы", создал тип здания - параллелепипеда со стальным каркасом, нерасчлененным внутренним пространством и сплошным остеклением навесных стен (Сигрем-билдинг в Нью-Йорке, 1958).

Энциклопедия Кольера

МИС ВАН ДЕР РОЭ Людвиг (Mies van der Rohe, Ludwig)

(1886-1969), американский архитектор немецкого происхождения, один из основоположников "интернационального стиля", для которого характерно использование строгих геометрических форм. Его работы оказали заметное влияние на следующие поколения архитекторов. Постройки Миса ван дер Роэ, выполненные обычно из стали и стекла, отличает четкое пропорциональное решение как основной массы здания, так и его внутреннего пространства, а также подчеркнутый акцент горизонталей и вертикалей. Людвиг Мис ван дер Роэ родился 27 марта 1886 в Ахене (Германия). От отца, каменщика по профессии, Мис ван дер Роэ унаследовал доскональное знание возможностей каменных конструкций. Приехав в 1905 в Берлин, он поступил учеником к известному немецкому мебельному мастеру Б.Паулю. С 1908 работал в мастерской у П.Беренса, где в то время обучались многие знаменитые мастера современной архитектуры, в том числе В.Гропиус и Ле Корбюзье. В 1912 Мис ван дер Роэ переехал в Гаагу; там он познакомился с работами Х.Берлаге, оказавшими большое влияние на формирование его стиля. После Первой мировой войны Мис ван дер Роэ организовывал выставки, издавал журнал "G" и активно сотрудничал с Ноябрьской группой, пропагандировавшей современное искусство. Выполненные Мисом проекты оказались слишком смелыми для того, чтобы быть реализованными; однако они часто публиковались и оказывали воздействие на развитие современной архитектуры. В течение следующих двенадцати лет архитектор был занят проектированием ряда выставочных интерьеров, а также создал свои знаменитые работы в области мебельного дизайна - стулья "Барселона", "Тугендхат" и "Брно". В 1926 он был избран вице-президентом Немецкого Веркбунда, профессиональной ассоциации архитекторов и мастеров декоративного искусства и промышленного дизайна, а в 1927 был назначен директором знаменитой выставки Веркбунда в Штутгарте. Мис ван дер Роэ был также автором павильона Германии на Международной выставке в Барселоне (1929) и дома Тугендхата в Брно (Чехословакия, 1930). Обе работы знаменуют высшую точку в развитии его творчества, воплотившего основные идеи новой архитектуры - функционализм и отточенность геометрической формы. С 1930 по 1933 Мис ван дер Роэ возглавлял Баухауз, в основе эстетической программы которой лежала концепция синтеза всех искусств и представление об определяющей роли промышленного производства для современного дизайна. После прихода к власти фашистов архитектор покинул Германию и переселился в США. В 1938 он возглавил архитектурный факультет института Армора (ныне Технологический институт) в Чикаго, для которого спроектировал университетский городок. Среди других работ, выполненных им в США, - дом Эдит Фарнсуорт в Плэйно (шт. Иллинойс, 1950), несколько домов в Чикаго, в том числе знаменитые здания на Лейк-Шор-драйв со сплошным остеклением фасадов (1951), небоскреб Сигрем-билдинг в Нью-Йорке (в соавторстве с Ф.Джонсоном, 1958). Главной работой архитектора в Европе стала Новая национальная галерея в Берлине (1968). Умер Мис ван дер Роэ в Чикаго 17 августа 1969.

ЛИТЕРАТУРА

Могульский Г.К. Мис ван дер Роэ. М., 1969 Всеобщая история архитектуры, т. 11. М., 1973 Фремптон К. Современная архитектура. Критический взгляд на историю развития. М., 1990

Иллюстрированный энциклопедический словарь

Л. Мис ван дер Роэ. Учебный корпус Иллинойсского технологического института в Чикаго. 1955.

Л. Мис ван дер Роэ. Учебный корпус Иллинойсского технологического института в Чикаго. 1955.

МИС ВАН ДЕР РОЭ (Mies van der Rohe) Людвиг (1886 - 1969), немецкий и американский архитектор. С 1938 жил в США, где развивал идею совершенной "универсальной формы", создал тип здания - параллелепипед со стальным каркасом, пересеченным внутренним пространством и сплошным остеклением навесных стен.

Полезные сервисы